Могилы знаменитых и простых людей, похороненных в Севастополе и Крыму, братские могилы и воинские мемориалы
В.Пикуль 
Марш мертвых команд 
– Кто посмел толковать о суше? 
Забудьте думать и не горюйте. 
Номер приказа... Секретно... Слушай... 
Всем, всем, всем, кто похоронен на грунте: 
"Товарищи матросы, старшины, офицеры. 
В годовщину славной ПОБЕДЫ нашей 
Флагман разрешает раздраить двери 
И распахнуть горловины настежь. 
Рыб и чудовищ морской пучины 
Через пробоины гнать косяком, 
Бушлаты заштопать нитями тины, 
Бляхи надраить золотым песком. 
Ровно в полночь с ударом четвертым 
Склянок флотских, мои друзья, 
Всплывать на поверхность, равняясь побортно. 
Парадом командовать буду я". 
И, как приказано, – в полночь, 
Мы поручни трапов на ощупь хватали, 
Тонули мы молча, падали молча 
И молча всплывали, всплывали, всплывали... 
В хлябях соленых, запрокинув головы, 
Распластав руки и открыв рты, 
Мы всплывали со стометровой, 
А может, и более – темноты. 
Горнисты вскинули к звездам горны 
И затрубили, не видя звезд: 
Началась ПЕРЕКЛИЧКА – сквозь штормы – 
С норда на зюйд и с веста на ост: 
– Тральщик "Запал"? – разорвало миной... 
– Гвардейцы с канлодки "14-БиМС"?.. 
– А вы с миноносца "Орлиный"? 
Сгорели... – танкер "Антифашист"? 
– Подлодка "Э-С"? – не вернулась на базу... 
– Лидер "Заря"? – попаданье в машину... 
А нас лишь двое... и без приказа 
Мы смерти своей не откроем причину. 
От страха присело небо, 
И в ужасе ветер пал, 
Когда на высокий гребень 
Поднялся наш адмирал: 
В парадном во всем, спокойный 
Явился из пенной воды, 
Вцепились в его погоны 
По три колючих звезды. 
Пояс, когда-то лаковой, – 
В кораллах морских лугов, 
На кортике – в дар от раковин 
По нескольку жемчугов. 
За ним адъютанты тяжко 
Идут по водным ухабам – 
Шевелятся на фуражках 
Живые эмблемы крабов... 
Проходим мы морем Баренца, 
И Черным, и Белым, и Балтикой. 
Нам никогда не состариться, 
Никогда нам не замерзнуть в Арктике. 
Поднявшись над палубной кровлей, 
Мы, год уж который подряд, 
На волнах, пропитанных кровью, 
Проводим привычный парад. 
Отбой... Вновь уходим в глубины: 
Отсеки телами запрудив, 
Ложимся опять под турбины 
И падаем возле орудий. 
Но, если внукам придется с врагом 
Сойтись в решающей мести, 
Ждите нас – мы снова всплывем, 
Но уже с кораблями вместе. 
Мы были когда-то, нас нет. 
Мы будем, мы будем, МЫ ЕСТЬ. 
Братские могилы моряков с линкора "Новороссийск" находятся на Кладбище Коммунаров и у восточной границы БРАТСКОГО кладбища защитников Севастополя (1854-55) на Северной стороне.
29 октября 1955 г. линкор "Новороссийск" по невыясненным до конца причинам подорвался и затонул на внутреннем рейде Севастополя, унеся с собой сотни жизней. Служба линкора "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре", был передан СССР по репарации после окончания II Мировой войны в феврале 1949 г. в итальянском порту Волона) продолжалась недолго – менее семи лет.
Из воспоминаний Виталия Говорова http://www.epk-info.ru/17novoross.php:
"...Я падал спиной вниз и видел, как с накрывавшей меня палубы корабля с грохотом сыпались в воду люди. И до сих пор мне помнится казавшийся тогда коротким, но по-звериному страшный тысячеголосый крик ужаса. И все. 
Меня накрыло кораблем. Я в какой-то момент потерял сознание, оно ко мне вернулось под водой. И тогда я почувствовал рядом что-то копошащееся, толкающее ногами и руками. Сам попытался двигаться, но ничего не получилось. Чувствовал, что грудь прижата к чему-то плоскому, и это плоское вдавливало страшной тяжестью. И ощущение этой тяжести не забыть до сих пор. Успел нахлебаться воды и вновь потерял сознание. Последняя мысль перед провалом в темноту: "Как глупо приходится погибать..."
Сознание вернулось вновь, когда я летел вверх в огромном пузыре воздуха. Воздух вырвался из затапливаемого помещения с такой силой, что как струей выбил меня из-под палубы, оборвав все пуговицы на кителе и сорвав брюки. Я оказался на поверхности, где-то в метре от днища линкора. Я не стал на него взбираться, сработал рефлекс, что может засосать в воронку.
(...)
Уже после гибели линкора стало точно известно, что корабль спасти было нельзя. Это определили академические расчеты. Невозможно было спасти линкор, но многих людей – да. На борту "Новороссийска" находилось семь адмиралов и около тридцати старших офицеров. Можно было бы задержать момент опрокидывания. Буксировка линкора на мелкое место, начатая где-то около двух ночи, когда уже был выровнен крен, привела к свободному перетеканию тысяч тонн воды с одного борта на другой, что в итоге приблизило момент опрокидывания.
Причиной трагедии линкора стал, очевидно, взрыв глубинной мины, оставшейся со времен второй мировой войны. Я не верю в версию о диверсантах, так как воронка на месте взрыва на дне бухты эквивалентна взрыву заряда весом 1100-1200 кг взрывчатки. Диверсионные лодки не способны к перевозке такой массы груза".
Гибель линкора породила множество легенд. Точно неизвестно не только количество погибших, но и место захоронения более чем половины экипажа.
Это одна из величайших трагедий на военно-морском флоте.
Братская могила моряков линкора "Новороссийск" на Кладбище Коммунаров
Остапко Владимир Ананьевич (1934-1955) ("Новороссийск", Северная сторона)