Алфавитный указательабвгдеёжзиклмнопрстуфхцчшщэюя

Крымский виртуальный некрополь

Могилы знаменитых и простых людей, похороненных в Севастополе и Крыму, братские могилы и воинские мемориалы

Бахчисарайские некрополи, гробницы, воинские мемориалы (обзор)

Текст взят из очерка-путеводителя Гарагули В., изд-во Таврия, Симферополь, 1973 г. с некоторыми моими дополнениями (подчеркнуты).

(...)

Тавры жили и по другую сторону скалистого плато, на котором ныне находятся руины Чуфут-Кале – в горной долине Марьям-Дере. Археологи находили в ней «каменные ящики» - погребальные сооружения тавров, состоявшие из четырех поставленных на ребро каменных плит и перекрытых верхней – пятой.

Позднее в Марьям-Дере появляются аланы, поселение которых, судя по раскопкам могильника, существовало около четырех столетий – примерно с V до IX в.н.э.

Здесь же в средние века возник Успенский пещерный монастырь или Панагия (по-гречески – «богоматерь», «Богородица») и около него поселение Мариамполь (в переводе с греческого – «община Марии», т.е. богоматери). Одни исследователи полагают, что монастырь был основан в конце VIII-начале IX в. бежавшими в Крым из Византии иконопочитателями, другие относят его основание ко второй половине XV в.

(Автор путеводителя очень подробно описывает каждое татарское дюрбе (гробницу), видимо воспользовавшись книгой У.Боданинского "Татарские "дурбе" - мавзолеи в Крыму. Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии, т.I (58), Симферополь, 1927 г." - книга эта есть в списке использованной литературы. Но почему-то ни словом не упоминает о трагических событиях 1853-56 гг, когда в Успенском монастыре был развернут военно-полевой госпиталь. Прямо напротив монастыря  - на противоположной стороне долины Марьям-дере - кладбище русских воинов . Видимыми сохранились лишь 24 надгробия, надписи читаются только на шести из них. В 1972 году, вероятно, было больше видно надписей, и крестов, и надгробий. Сохранились надгробия барона Вревского, генерал-майора Веймарна, погибших при печально знаменитом сражении на Черной речке . Но автор путеводителя отмечает далее лишь живописный вид на долину.)

Поднявшись по каменной лестнице, вы осматриваете высеченную в скале главную соборную церковь во имя Успения богородицы (отсюда название монастыря). В 40-е годы XIX века она была значительно расширена, устроен контрфорс для поддержания алтаря и балкона, заново высечены ступени входа.

С вершины скалы открывается живописный вид на Бахчисарай, Марьям-Дере и Чуфут-Кале, куда вы попадете, спустившись опять к дороге и продолжив свой путь по саду, состоящему из деревьев грецкого ореха. Справа от дороги – старинное мусульманское кладбише. Здесь находилась текке – молельня дервишей, основанная, по всей вероятности, в первые годы XVI в.

Вернувшись с кладбища на дорогу, вы подходите к каменному мостику. Перед вами скала с руинами древнего города Чуфут-Кале, известного в средние века под названием Кырк-Ор (или Кырк-Ер). После присоединения Крыма к России караимы постепенно стали переселяться в Бахчисарай, Евпаторию, Симферополь, Севастополь и другие города. Особенно большое переселение началось с 1846 г.  Постепенно Чуфут-Кале опустел и со второй половины XIX в. стал «мёртвым городом».

К числу наиболее ранних сооружений города относятся его оборонительные стены, кенаса (караимский храм) XIII в., руины мечети 1346 г. и старинное дюрбе (мавзолей) Ненекеджан-Ханым.

Мавзолей по своей архитектуре напоминает дюрье Хаджи-Гирея в Салачике (Староселье) и, возможно, построен при его жизни. К приезду в 1886 г. Александра III памятник подвергся «реставрации»; в результате искажен был перестройкой фасад, соскоблены многие древние орнаменты, а стоявший посредине дюрбе надгробный камень поставлен на возвышение у задней стены. На нем надпись: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавщейся месяца рамазана 841 года» (1437 г.) С именем погребенной связано несколько поэтических крымских легенд.

Ознакомившись с достопримечательностями Чуфут-Кале, следует побывать на караимском кладбище, расположенном неподалеку, в так называемой Иосафатовой долине. Здесь среди вековых дубов – тысячи надгробных памятников различной формы: вертикальные продолговатые плиты, однорогие и двурогие горизонтальные. На них на древнееврейском языке высечены имя и год смерти покойного, иногда эпитафия.

Неподалеку от медресе (здание Зинджирли-медресе, расположенное на территории дома инвалидов – единственное в Крыму хорошо сохранившееся) – мавзолей Хаджи-Гирея, основателя Крымского ханства. Над входом надпись, составленная, по обычаям того времени, в форме напыщенного панегирика: Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить великий хан, занменитый хакан, повелитель мира Менгли-Гирей хан, сын Хаджи-Гирей-хана, 907 года» (1501)

Памятники, датируемые рубежом XV и XVI столетий, - самые ранние на территории города. Видимо, Менгли-Гирея следует считать основателем Бахчисарая – столицы Крымского ханства.

(продолжение следует)


Создание сайта - ГЕОКОН